Оценка объема рынка
Объем рынка – это количество денег которые потребители тратят или готовы потратить на удовлетворение своих потребностей в определенном сегменте.
- PAM – Potential Available Market. Все траты всех жителей земли за год на удовлетворения потребности. Например для кока коллы: все кто покупают напитки для удовлетворения жажды.
- TAM – Total Addressable Market. Объем целевого рынка. Траты клиентов, кому интересен мой вид продукта. Включая тех, кто не может себе позволить такую покупку. Для кока коллы: деньги клиентов, которые тратятся на удовлетворение жажды газировкой.
- SAM – Served Available Market. Доступный объем обслуживаемого рынка. Годовой объем денежных средств, которые тратятся на пользование моим продуктом и продуктами конкурентов.
- SOM – Serviceable & Obtainable Market. Реально достижимый объем рынка. Доля рынка моего бизнеса. Траты тех клиентов, кто пользуется моим продуктом + траты тех, кого я планирую привлечь.
Где брать информацию для PAM и TAM?
- Обзоры рынка
- Экспертные оценки в СМИ
- Данные Росстата
- Данные аналитических агенств. Gartner и Frost & Sullivan
- Рейтинговые агенства Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings.
- Google AdWords, Яндекс.Wordstat
Где брать информацию для SAM?
- Отчеты на сайтах конкурентов
- В обзорах рынков Bloomberg, РБК
Где брать информацию для SОM?
Провести самостоятельный анализ.
- Выделить сегменты рынка для оценки.
- Количество конкурентов. Например из 2gis. Чем занимается.
- Средний чек. Звонишь узнаешь у конкурентов, анализируешь прайс листы.
- Количество заказов. Спросить работников, посмотреть номер заказа на чеке.
- Конверсии. Общий поток, кто заходит на сайт, проходит мимо, и сколько из них конвертируется.
Из этого считаем количество возможных заказов на рынке, количество денег и какой процент ты занимаешь.