Основы управленческого и финансового учета
Основная задача финансового учета – предоставление информации для принятия решений. Управленческий учет.
Принципы финансового учета
Весь финансовый учет строится вокруг исполнения обязательств перед клиентом, а не вокруг движения средств.
- Принцип начисления – выручкой мы признаем факт исполнения обязательств перед клиентом, а не сумму денег пришедшую от клиента.
- Принцип соответствия – затратами признаем те расходы, которые были направлены на получение выручки, т.е. на исполнение обязательств перед клиентом.
- Дебиторская задолженность – это задолженность клиента после того, как я выполнила обязательства (засчитала себе выручку), но клиент денег не перевел за оказанную услугу.
- Кредиторская задолженность – клиент перевел мне 1 000 000 рублей, но я не отгрузила товар (не исполнила обязательств) и не вернула обратно 1 000 000 рублей.
Три основных формы отчетности
- Отчет о финансовых результатах
- Отчет о движении денежных средств
- Баланс
Отчет о финансовых результатах
Еще называется Форма №2 РСБУ, Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ), Отчет о доходах и расходах, Statement of Earnings, Profit and Loss statement (P&L, PNL), Income statement.
Нужен для понимания эффективности бизнеса через показатель прибыли.
- Прибыль = Выручка – Расходы
- Рентабельность = Прибыль/ Выручку
Форма отчета о прибылях и убытках | |
+ | Выручка |
– | Операционные (текущие) расходы |
EBITDA | |
– | Амортизация |
– | Проценты по займам |
Прибыль до налогообложения | |
– | Налоги |
Чистая прибыль |
Как подсчитать выручку?
Выручка – это объем исполненных перед клиентами обязательств, выраженный в деньгах. Стоимость переданного клиентам товара или стоимость оказанных клиентам услуг.
Для построения прогноза выручки и нахождения боттелнека нужно определиться с воронкой продаж.
Принципы классификации операционных расходов
Расходы бывают прямыми или косвенными и одновременно прямыми или постоянными. Две эти классификации используются для разных вариантов управленческого учета.
Подсчет валовой прибыли и анализ эффективности направлений бизнеса
- Прямые расходы – можно четко понять к какому направлению бизнеса мы их относим (контракт/ проект/ проектная команда или менеджер / единица продукции).
- Косвенные расходы – расходы направленные на все направления нашего бизнеса и мы не можем их разделить на проект1, проект2 или контракт1, контракт2. (ЗП бухгалтера, аренда офиса)
Косвенные расходы нужно всегда считать на все проекты/продукты разом, чтобы не смазать общую картину каждого продукта и его влияния на чистую прибыль компании (команды) в целом.
Главный критерий оценки проектов/ продуктов – ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ = выручка проекта/продукта – прямые расходы (проекта/продукта).
Расчет маржинальности бизнеса для составления прогнозов и вычисления точки безубыточности
- Переменные расходы – изменяются с изменением объема производства или объемом оказанных услуг. (СМСки на транзакцию, эквайринг платежной системы, …)
- Постоянные расходы – не изменяются с изменением объемов производства или объема оказанных услуг. Внутри одного операционного цикла не меняются. (Фиксированная часть ЗП, Освещение, Аренда, …)
Точка безубыточности (ТБУ) – объем выручки, который покрывает все операционные расходы. Прибыль в ТБУ равна нулю.
Чтобы рассчитать ТБУ необходимо знать:
- Маржинальность бизнеса (Gross Margin)
- Размер постоянных расходов
EBITDA
Если не возникает оборотного капитала (Запасов, Дебиторской задолженности, Кредиторской задолженности), то EBITDA = OCF (Operating Cash Flow) – операционный денежный поток.