Основы управленческого и финансового учета

Last modified date

Comments: 0

Основная задача финансового учета – предоставление информации для принятия решений. Управленческий учет.

Принципы финансового учета

Весь финансовый учет строится вокруг исполнения обязательств перед клиентом, а не вокруг движения средств.

  • Принцип начисления – выручкой мы признаем факт исполнения обязательств перед клиентом, а не сумму денег пришедшую от клиента.
  • Принцип соответствия – затратами признаем те расходы, которые были направлены на получение выручки, т.е. на исполнение обязательств перед клиентом.

  • Дебиторская задолженность – это задолженность клиента после того, как я выполнила обязательства (засчитала себе выручку), но клиент денег не перевел за оказанную услугу.
  • Кредиторская задолженность – клиент перевел мне 1 000 000 рублей, но я не отгрузила товар (не исполнила обязательств) и не вернула обратно 1 000 000 рублей.

Три основных формы отчетности

  • Отчет о финансовых результатах
  • Отчет о движении денежных средств
  • Баланс

Отчет о финансовых результатах

Еще называется Форма №2 РСБУ, Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ), Отчет о доходах и расходах, Statement of Earnings, Profit and Loss statement (P&L, PNL), Income statement.

Нужен для понимания эффективности бизнеса через показатель прибыли.

  • Прибыль = Выручка – Расходы
  • Рентабельность = Прибыль/ Выручку
Форма отчета о прибылях и убытках
+ Выручка
Операционные (текущие) расходы
EBITDA
Амортизация
Проценты по займам
Прибыль до налогообложения
Налоги
Чистая прибыль

 

Как подсчитать выручку?

Выручка – это объем исполненных перед клиентами обязательств, выраженный в деньгах. Стоимость переданного клиентам товара или стоимость оказанных клиентам услуг.

Для построения прогноза выручки и нахождения боттелнека нужно определиться с воронкой продаж.

Принципы классификации операционных расходов

Расходы бывают прямыми или косвенными и одновременно прямыми или постоянными. Две эти классификации используются для разных вариантов управленческого учета.

Подсчет валовой прибыли и анализ эффективности направлений бизнеса

  • Прямые расходы – можно четко понять к какому направлению бизнеса мы их относим (контракт/ проект/ проектная команда или менеджер / единица продукции).
  • Косвенные расходы – расходы направленные на все направления нашего бизнеса и мы не можем их разделить на проект1, проект2 или контракт1, контракт2. (ЗП бухгалтера, аренда офиса)

Косвенные расходы нужно всегда считать на все проекты/продукты разом, чтобы не смазать общую картину каждого продукта и его влияния на чистую прибыль компании (команды) в целом.

Главный критерий оценки проектов/ продуктов – ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ = выручка проекта/продукта – прямые расходы (проекта/продукта).

Расчет маржинальности бизнеса для составления прогнозов и вычисления точки безубыточности

  • Переменные расходы – изменяются с изменением объема производства или объемом оказанных услуг. (СМСки на транзакцию, эквайринг платежной системы, …)
  • Постоянные расходы – не изменяются с изменением объемов производства или объема оказанных услуг. Внутри одного операционного цикла не меняются. (Фиксированная часть ЗП, Освещение, Аренда, …)

Точка безубыточности (ТБУ) – объем выручки, который покрывает все операционные расходы. Прибыль в ТБУ равна нулю.

Чтобы рассчитать ТБУ необходимо знать:

  • Маржинальность бизнеса (Gross Margin)
  • Размер постоянных расходов

EBITDA

Если не возникает оборотного капитала (Запасов, Дебиторской задолженности, Кредиторской задолженности), то EBITDA = OCF (Operating Cash Flow) – операционный денежный поток.

 

crincum

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Post comment